Внимание, родители!

Внимание, родители!

Все чаще можно услышать о жестоком обращении с детьми в семье. Проявление ее разнообразно. Это может быть эмоциональное насилие, физическое или сексуальное воздействие. Насилие можно увидеть во всех социальных слоях общества и в бедных, и в богатых, с виду благополучных семьях. Многие родители считают своим «правом» шлепать или бить собственных детей. Они полагают, что таким образом лишь воспитывать свое чадо. Но, к сожалению, агрессия порождает агрессию! Это как замкнутый круг.

Жестокому обращению подвергаются дети любого возраста — младенцы, дошкольники, подростки. Для детей прямыми психологическими последствиями физического насилия в семье являются выраженные негативные эмоции: страх, тревога, растерянность, беспокойство.

Пролонгированные последствия жестокого обращения в детстве в основном выражаются в задержке психофизического развития, появлении различной неврозоподобной симптоматики: расстройствах сна, аппетита, повышенной тревожности. У многих детей, которых физически наказывали, появлялся энурез, энкопрез, различные тики, ночные страхи и т.п.

Подростки склонны давать отчетливые протестные реакции на наказания родителей, типичны также уходы из дома, поиск поддержки в асоциальных компаниях, иногда суицидальное поведение.

С точки зрения общественности «применение силы приемлемо до тех пор, пока оно не травмирует ребенка; если ребенок травмирован, значит, это уже жестокое обращение». Конечно, когда ребенок травмирован, слишком поздно бывает исправить то, что сделано. Попустительствуя тем родительским наказаниям, которые очень похожи на жестокое обращение с детьми, мы значительно увеличиваем вероятность того, что детям будет нанесен вред. Самое лучшее решение проблемы жестокого обращения в таком случае может заключаться в пересмотре нашей позиции по отношению к телесным наказаниям и правам ребенка. Также важно помнить, что жестокость в эмоциональной сфере может нанести такой же вред, как и физическое насилие.

Перечисленные ниже последствия «обычных» физических наказаний позволят задуматься нам взрослым о необходимости применения таковых.

Последствия «обычных» физических наказаний.

  • Довольно часто «обычные» наказания приводят к физическим травмам у ребенка в связи с тем, что родители могут потерять контроль над собой и в этом состоянии не соизмеряют силу наказания, не могут остановиться, иногда нанося ребенку серьезные травмы.
  • Ребенок привыкает к «мягким» наказаниям, например, шлепкам, особенно, когда они входят в повседневную практику. Наказания перестают корректировать его поведение, что приводит к необходимости постоянно увеличивать силу физических воздействий.
  • Наказания всегда имеют более широкий диапазон воздействия, чем представляется родителям. Например, угроза применения ремня из-за полученной двойки может привести к кратковременным позитивным результатам (ребенок выучит урок), но наверняка вызовет негативное отношение к учебе в целом, склонность скрывать свои проблемы в школе, а так же может способствовать повышению агрессивности.
  • Физические наказания не позволяют добиться устойчивых положительных изменений в поведении ребенка, более того, в перспективе приводят к более значимым нарушениям, например, нарушению эмоциональных отношений с родителями, искажению самооценки ребенка.
  • У взрослых всегда существует множество возможностей воздействовать на ребенка, не прибегая к физическим наказаниям. Когда взаимодействие оказывается неэффективным, прежде, чем прибегать к насилию, стоит попытаться понять, с чем это связано.
  • Когда ребенка наказывают физически, он получает от значимых для него людей следующую информацию о том, что:

- Люди, которые вас больше всего любят — это те, которые вас бьют.

- У вас есть право бить других членов семьи.

- Вы можете применять физическую силу по отношению к другим, когда другие методы не действуют.

  • Многие дети, которых в детстве били родители, вырастая, сами начинают применять физическую силу по отношению к родителям.

Общий принцип воспитания — безусловное приятие ребенка. То есть мы любим своих детей не за поступки, а просто за то, что они есть. Они только учатся… учатся ходить, говорить, писать, читать, общаться… И конечно не все сразу получается так как мы, взрослые, видим и хотим. Как и любая стена состоит из кирпичиков, так и любая проблема складывается из небольших частей, которые можно решить постепенно.

Например, если ребенок вызывает у Вас своим поведением отрицательные переживания, сообщите ему об этом, а не о его поведении. Чувства, особенно если они отрицательные и сильные не стоит держать в себе. Через некоторое время подавленное чувство, как правило, прорывается в резкие слова и действия. Говорите о своих чувствах, вступайте от первого лица, сообщите ребенку о своем переживании. Если позволяет время и ситуация обсудите с ребенком возможные приемлемые варианты действий в данной ситуации, отметьте те качества у ребенка, которые помогут ему.

Конечно, невозможно дать советы, которые одновременно подходили всем. И если, не смотря на ваши усилия, отношения с ребенком вас не устраивают, всегда есть возможность обратиться за помощью к психологу. Так же в настоящее время во многих центрах проходят занятия для родителей, цель которых научить родителей использовать свои собственные ресурсы в воспитании детей.

Для записи на индивидуальную консультацию можно обратиться

по адресу: г. Магнитогорск, ул. Ленина, д. 138.

МУ «Комплексный центр социального обслуживания населения» Орджоникидзевского района города Магнитогорска Челябинской области,

Отделение социальной помощи семье и детям

4 кабинет

психолог Назарова Э.А.

телефон 30-00-33